Система охлаждения дизелей СМД-14 жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Система охлаждения (рис. 116) состоит из рубашек 24 и 2 блоков-картера и головок цилиндров, радиатора, насоса и вентилятора 13.
Все элементы покрытия системы между собой патрубками 10 и 21 и дюритовыми шлангами, на местах соединений уплотнены хомутами. К общей системе охлаждения двигателя и рубашки пускового.
Систему охлаждения заполняют через заливку горловины верхнего бака 16 радиатора. Сливают воду через сливную трубку 23 и кран 22, попадая на патрубке местного бака радиатора.
Для сбора данных прогрева после срабатывания и снижения температуры воды в холодное время года перед радиатором закреплена шторка, которая полностью или частично закрывает радиатор.
Для предохранения системы охлаждения от повреждений, которые вызывают большие изменения внутреннего давления, в установленный клапан паровоздушной системы, автоматически ограничивающий избыточное давление или разрежение. Паровоздушный клапан состоит из двух клапанов: выпускного парового и впускного воздушного. Он с осмотром в крышке радиатора.
Выпускной клапан открывается при избыточном повышении температуры в радиаторе 0,028—0,038 МПа, что соответствует повышению температуры воды до 108 °C. Через клапан пар отходит от рождения.
При остывании двигателя возникает разрежение в системе охлаждения, в результате чего открывается впускной клапан, отходящий на разрежение 0,01—0,012 МПа, и в системе охлаждения отключается атмосферный воздух.
Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется в системе насосом, который всасывает жидкость из основного бака радиатора через патрубок 5 и подает ее в распределительный канал 1 блока-картера. Через боковые отверстия в канале жидкость идет одновременно ко всем цилиндрам. Из рубашки 24 блок-картера жидкость поглощает в рубашке 2 головки цилиндров и затем по трем отверстиям в верхней стенке головки в верхней трубе 3, по проходящей в которой проходит в 16 радиатора.
Часть жидкости из блока-картера по соединительному патрубку поглощает в рубашку цилиндра пускового двигателя и выходит через головку цилиндра — в трубу 3. Для выпуска воздуха из насоса при закрытии системы охлаждающей жидкости в корпусе насоса перед усмотренным отверстием, закрываемое пробкой 8.
Температуру в системе охлаждения контролируют дистанционным термометром, датчик которого установлен в трубе 3, указатель — на щитке приборов.
Сборочные единицы системы охлаждения дизелей СМД-14 по своей конструкции соответствуют описанным в этой статье (см. рис. 50, 51 б, 53).
Для контроля регулирования температуры на дизелях СМД-14Н термостаты.