Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма

 При правильном техническом обслуживании и нормальных ус­ловиях работы необходимость в разборке кривошипно-шатунного механизма обычно не возникает в течение всего гарантийного срока работы двигателя.
Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма заключается в проверке креплений и плотности соединений, удале­нии нагара и отложений.
 Периодически проверяют затяжку гаек шпилек, крепящих го­ловку цилиндров к блок-картеру. Подтягивают гайки равномерно в несколько приемов в последовательности, указанной в инструк­ции по эксплуатации. При повреждении прокладки или неправиль­ной затяжке гаек в цилиндры может проникать вода. Пуск такого двигателя затруднен. Наружные утечки воды нарушают нормаль­ную работу системы охлаждения.
 Затяжку гаек крепления шатунных и коренных подшипников после расшплинтовки проверяют динамометрическим ключом или ключами с определенной длиной плеча, имеющимися в индивидуаль­ном комплекте инструмента. Например, гайки шатунных болтов дизеля Д-65 затянуты правильно, если момент равен 160 Н • м (320 Н на плече 0,5 м), а гайки шпилек коренных подшипников — при мо­менте, равном 220—260 Н • м. Для дизеля СМД-14 эти моменты соот­ветственно равны 140—160 и 200—220 Н • м. После проверки гайки стопорят новыми шплинтами.


Сетки маслоприемников смазочного насоса и внутреннюю поверх­ность поддона картера промывают дизельным топливом и устанавли­вают их на место.
 Разбирают кривошипно-шатунный механизм только в случае крайней необходимости, так как при сборке трудно сохранить вза­имное расположение приработавшихся участков трущихся поверх­ностей, что приводит к повышенному износу деталей. Предельно допустимые зазоры в основных сопряжениях механизма установ­лены опытом и указаны в инструкциях по эксплуатации двигателей.
 Появление недопустимых зазоров обычно связано с возникновением ненормальных стуков, падением давления масла, ухудшением смазки деталей. Если вследствие износа деталей величина зазо­ров превышает допустимую, детали ремонтируют или заменяют но­выми.
 Одновременно проверяют количество отложений в полостях шатунных шеек. Для очистки полостей вывертывают закрывающие их резьбовые пробки, предварительно сняв соответствующие крышки коренных подшипников. Полости шеек очищают деревянными палочками и промывают керосином, избегая повреждения или расшатывания масловыводящих трубок. Трубки располагают так, чтобы входные кромки не доходили до стенок полости на 3—6 мм и не располагались против маслоподводящих каналов в валу.
При установке поршня с шатуном в цилиндр насухо протирают чистой салфеткой рабочие поверхности цилиндра, поршня, вклады­шей и шеек коленчатого вала и смазывают их тонким слоем дизель­ного масла.