Рабочие циклы двухтактных двигателей

Двигатели с четырехтактным циклом имеют тот недостаток, что рабочий ход у них происходит только один раз за два оборота ко­ленчатого вала. Из четырех ходов поршня в цикле только два основные (сжатие и рабочий ход), а остальные два (впуск и выпуск) — вспомогательные, предназначенные для удаления продуктов сгора­ния и заполнения цилиндра свежей порцией воздуха или горючей смеси.
Этот недостаток можно устранить, осуществляя принудительное вдувание воздуха или горючей смеси в цилиндр и вытеснение этим зарядом отработавших газов. Для этой цели используют насосы, нагнетатели или компрессоры, подающие в цилиндр воздух или горючую смесь под избыточ­ным давлением. Такой про­цесс называется продувкой.
Объем нагнетаемой порции воздуха или смеси должен быть больше рабочего объема цилиндра, так как часть вду­ваемого заряда неизбежно уносится в атмосферу вместе с отработавшими газами.
Использование продувки приводит к тому, что рабо­чий ход в двигателе может совершаться за каждый обо­рот коленчатого вала, т. е. за каждые два хода поршня.
Такие двигатели называются двухтактными. Двухтактны­ми бывают как карбюратор­ные двигатели, так и дизели.
Существуют две системы про­дувки: кривошипно-камерная и прямоточно-клапанная.
Кривошипно-ка­мерная продувка.
У двухтактных карбюратор­ных двигателей с кривошипно-камерной продувкой (рис. 5) в стенке цилиндра 10 имеются три окна: впускное 7, продувочное 14 и вы­пускное 8. К впускному окну 7 присоединен карбюратор 4. Проду­вочное окно 14 каналом 15 сообщается с кривошипной камерой (полостью картера) 2, которая не сообщается с атмосферой.
Рабочий цикл в двигателе происходит следующим образом.
Когда поршень 9 будет находиться в положении, близком к в.м.т. (рис. 5, а), и его камера 12 сгорания заполнится сжатой рабочей смесью, кривошипная камера 2 заполнится свежей порцией горючей смеси. В этот момент рабочая смесь в камере 12 воспламенится элек­трической искрой, возникшей в свече 11. При сгорании смеси дав­ление газов резко возрастает и поршень 9 начинает перемещаться к н.м.т., совершая рабочий ход.
Как только поршень закроет впускное окно 7, в кривошипной камере 2 начнется сжатие горючей смеси. Движение поршня через шатун 16 передается коленчатому валу 3. Таким образом, при дви­жении поршня вниз одновременно совершаются рабочий такт и сжатие горючей смеси в камере 2.
В конце хода поршень открывает выпускное окно 8, через кото­рое отработавшие газы с большой скоростью выходят в атмосферу.
Давление в цилиндре 10 быстро понижается. К моменту открытия продувочного окна 14 давление сжатой горючей смеси в кривошип­ной камере 2 будет выше, чем давление отработавших газов в ци­линдре. Поэтому горючая смесь из камеры 2 по каналу 15 входит в цилиндр и, заполняя его, выталкивает остатки отработавших газов через выпускное окно 8 в атмосферу (рис. 5, б).
Второй такт происходит при движении поршня 9 от н.м.т. к в.м.т. В начале хода из цилиндра продолжают вытесняться остав­шиеся продукты сгорания вместе с частью рабочей смеси. Затем поршень последовательно перекрывает впускное окно 7, продувоч­ное окно 14 и выпускное окно 8. После этого рабочая смесь, нахо­дящаяся в цилиндре, сжимается.
В это же время за счет освобождения поршнем некоторого объема в герметически закрытой камере 2 создается разрежение.
Поэтому как только поршень откроет впускное окно 7 (см. рис. 5, а), через него по впускному трубопроводу 6 из карбюратора 4 начинает поступать горючая смесь в камеру 2. Количество подавае­мой смеси регулируют дроссельной заслонкой 5.
Таким образом, во время второго такта происходит сжатие рабо­чей смеси в цилиндре и заполнение полости 2 картера новой пор­цией горючей смеси из карбюратора. После подхода поршня к в. м. т. все операции повторяются в такой же последователь­ности.
Рабочий процесс двухтактного дизеля с кривошипно-камерной продувкой протекает аналогично описанному и отличается только тем, что у дизеля в цилиндр поступает не горючая смесь, а атмосфер­ный воздух.


Описанный способ продувки — наиболее простой, но наименее совершенный. При его использовании недостаточно полно осущест­вляется очистка цилиндра от продуктов сгорания, поэтому криво­шипно-камерную продувку применяют только на пусковых карбю­раторных двигателях.
Прямоточно-клапанная продувка. Чтобы обе­спечить хорошую очистку и наполнение цилиндров, у некоторых дизелей применяют прямоточно-клапанную систему продувки с про­дувочными насосами-нагнетателями (рис. 6). Когда поршень 1 на­ходится в положении, близком к н.м.т. (рис. 6, а), сначала откры­вается выпускной клапан 6, а затем продувочные отверстия 4 и че­рез них в цилиндр 7 из воздушной камеры 2 поступает воздух под давлением 0,15 МПа, которое создается нагнетателем 3. В этот пе­риод воздух, вытесняя в атмосферу отработавшие газы, заполняет цилиндр. Продувка продолжается до тех пор, пока при движении к в. м. т. поршень не перекроет продувочные отверстия 4. Затем закрывается клапан 6 и происходит сжатие воздуха (рис. 6, б).
 При приближении поршня к в. м. т. в цилиндр через форсунку 5 впрыскивается распыленное топливо (рис. 6, в), которое воспла­меняется от соприкосновения с нагретым при сжатии воздухом.
Топливо быстро сгорает, и поршень под возрастающим давлением газов в цилиндре перемещается от в.м.т. к н.м.т. Затем с увели­чением пространства над поршнем давление газов падает, но к мо­менту открытия выпускного клапана 6 оно выше атмосферного и поэтому отработавшие газы начинают выходить наружу.
К моменту открытия продувочных отверстий 4 часть газов успе­вает выйти в атмосферу, давление в цилиндре падает еще больше и начинается продувка воз­духом, которая продолжается некоторое время и после за­крытия продувочных отвер­стий. Дальнейшие операции происходят в описанной по­следовательности.
Сопоставление техниче­ских данных показывает, что двухтактные двигатели обла­дают рядом преимуществ по сравнению с четырехтактны­ми. Так, мощность двухтакт­ных двигателей при прочих разных условиях на 60—70 % выше, потому что подача топ­лива и сгорание его осуществляются при каждом оборо­те коленчатого вала. Благо­даря последнему обстоятель­ству работа двухтактных дви­гателей протекает равномерно.
Недостатками двухтакт­ных двигателей являются их меньшая экономичность, боль­шая теплонапряженность и, как правило, меньшая надеж­ность работы по сравнению с четырехтактными двигателя­ми. Особенно неэкономичны
двухтактные карбюраторные двигатели, в которых продувка произво­дится горючей смесью. В связи с этим на дорожных и строительных машинах их в основном применяют в качестве пусковых двигателей.